617471, Пермский край,
г. Кунгур, ул. Дальняя, д. 34
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2»
  1. Главная
  2. /
  3. ИКОП «Сферум»

ИКОП «Сферум»

Реализация Дорожной карты по внедрению ИКОП «Сферум»

Информационно-коммуникационная     платформа     «Сферум»     –   это российский коммуникационный сервис, который создан и развивается при поддержки Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ и способствует достижение целей федерального проекта «Цифровая   образовательная   среда»    нацпроекта   «Образование»  по модернизации и развитию системы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Платформа «Сферум» не заменяет традиционный урок, а призвана сделать обучение более гибким, технологичным и удобным.

Использование    ИКОП «Сферум»    в    образовательной деятельности осуществляется с целью формирования единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений.

Идеи о создании и развитии образовательной платформы возникли в 2020 году    после    вынужденного    перехода    образовательных    организаций на дистанционное обучение. Образовательным организациям пришлось применять различные системы, в том числе зарубежные решения с хранением персональных данных за пределами России. Они не были предусмотрены для обучения, что приводило к регулярным срывам занятий и нарушениям учебного процесса.

Основной      задачей      платформы   «Сферум»   является  помощь педагогическому работнику в организации образовательной деятельности. Данный образовательный ресурс не заменяет традиционное образование, а дополняет его и делает более эффективным.

Преимущества использования ИКОП «Сферум»

1.       Функциональность образовательной платформы ИКОП «Сферум» используется для решения большого спектра учебных задач, таких как:

§ общение   в   групповых/индивидуальных  чатах   между педагогами, учащимися и родителями, изучение мнения участников образовательного процесса (публикация опросов и др.);

§ отправка и хранение учебных материалов;

§ организация дистанционных занятий с учащимися, в случаях, когда посещение очных занятий невозможно (введение карантина в образовательной организации, неудовлетворительные погодные условия, участие обучающихся в выездных соревнованиях и конкурсах и др.);

§ повторение пройденного материала обучающимся в ходе просмотра записи урока;

§ организация      внеучебной      деятельности                     обучающихся (проектная        деятельность,     проведение     классных      часов,              экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);

§ организация    сетевого    взаимодействия    (подключение к занятиям сотрудников иных образовательных организаций, культурно-просветительских организаций);

§ проведение        родительских        собраний    посредством видеоконференцсвязи;

§ трансляция    концертов    образовательной    организации и соревнований в режиме онлайн;

§ ведение       информационного       канала  образовательной организации, сообществ секций и кружков в учреждении;

§ осуществление     профессионального     роста     и   развитие компетенций  педагогических  работников    (участие     в     обучающих вебинарах, в работе методических объединениях, предметных ассоциациях и др.);

Данный список учебных задач не является исчерпывающим, разработчики коммуникационной платформы продолжают развитие данного сервиса.

Обращаем внимание, что ИКОП «Сферум» не заменяет действующий электронный журнал и дневник. Домашние задания, оценки и расписание также продолжают размещаться педагогическими работниками в АИС «ЭПОС». Просмотр данных об успеваемости обучающегося доступно для учеников и родителей также через федеральнуюгосударственнуюинформационнуюсистему «Моя школа».

Согласно     действующему     законодательству     при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального       задания,    запрещено    использование       принадлежащих иностранным     юридическим     лицам    и     (или)    иностранным  гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин.

2.       Платформа является российским программным обеспечением, созданным для образовательной сферы

Согласно  действующему законодательству  при   предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального  задания, запрещено использование принадлежащих иностранным     юридическим     лицам    и     (или)    иностранным  гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин.

Под данное ограничение на использование попадают иностранные информационные системы для обмена сообщениями (мессенджеры), ранее получившие широкое распространение при   организации   коммуникаций педагогов с учащимися и родителями. На сайте федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) размещен перечень мессенджеров, которые отнесены к иностранным на 01 марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).

ИКОП «Сферум» применяется как аналог иностранных мессенджеров, которые запрещены для использования при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, в том числе в сфере образования.

Аналогичных федеральных государственных образовательных платформ в Российской   Федерации, созданных  для коммуникации участников образовательного процесса не создано, ИКОП «Сферум» является единственным отечественным решением для использования в образовательной среде.

ИКОП «Сферум» включена в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (запись в реестре N 10192). Данные в  Реестре  российского  программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru/reestr/330417/.

Вычислительная инфраструктура для обеспечения работоспособности сервиса и дата-центры находятся в России. Разработчиком и правообладателем образовательной платформы является российская ООО «Компания ВК», которое входит в группу компаний VK. VK осуществляет свою операционную деятельность на территории России и действует в соответствии с российским законодательством. VK (МКПАО «ВК») зарегистрирована на территории РФ -в специальном      административном  районе на острове Октябрьский Калининградской области.

3.       Безопасность

Платформа «Сферум» – это закрытое и безопасное пространство, в чатах находятся только проверенные пользователи – учителя, обучающиеся и их родители. Посторонние люди не могут присоединиться к чату класса/группы. В учебном профиле нет рекламы, спама и платных сервисов.

Присоединение  обучающихся и родителей к  учебным чатам образовательной платформы возможно через личный кабинет электронного журнала и дневника АИС «ЭПОС» либо при получении ссылки-приглашения в чат от учителя. Более детально механизм создания учебного профиля в ИКОП “Сферум” и алгоритм присоединения к чатам описан в инструкции, а также на сайте образовательной платформы https://sferum.ru.

Обращаем внимание, что создание учебного профиля в ИКОП «Сферум» не влечет за собой регистрацию в социальной сети «ВКонтакте». Если у пользователя уже есть аккаунт в социальной сети – он при входе в учебный профиль «Сферум» не деанонимизируется (то есть пользователи платформы не могут переходить на страницы «ВКонтакте» друг друга и даже знать о существовании таковых).

VK-технологии повысили уровень защиты данных: в личном кабинете можно легко просмотреть сессии во всех сервисах со всех устройств и завершить неактуальные, а также мгновенно сменить пароль. Для большей безопасности VK-технологии предусматривают привязку номера телефона и функцию подтверждения входа секретным кодом.

Решение об использовании электронного образовательного ресурса при реализации образовательных программ и организации дистанционной коммуникации в образовательной организации принимает директор образовательной организации. О принятом решении использовать ИКОП «Сферум» образовательная организация информирует обучающихся и родителей посредствам размещения информации на официальном сайте учреждения, в ходе личных встреч и родительских собраний.

В случае отказа родителей и обучающихся от использования ИКОП «Сферум»    образовательный    процесс    может    быть    организован    с использованием традиционных средств обучения по согласованию с администрацией образовательной организации.

Документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие использование коммуникационной платформы

[1] Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 № 1241 «Офедеральной государственной информационной системе «Моя школа» ивнесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре,обеспечивающей             информационно-технологическое             взаимодействиеинформационных систем, используемых для предоставления государственных имуниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальныхфункций в электронной форме» (далее – Постановление Правительства РФ№1241);

[2] Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16;

[3] Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023 N 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской     Федерации     и     признании     утратившим     силу     распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 N 3427-р»;

[4] Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

[5] Письмо Минпросвещения России от 31.07.2023 N 04-423 «Об исполнении протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных     организаций     среднего     профессионального     образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»);

[6] Письмо Минпросвещения России от 22.02.2022 № 04-127 «О направлении методических рекомендаций»;

[7] Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении      Правил      применения      организациями,      осуществляющими образовательную     деятельность,     электронного     обучения,     дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».