- Главная
- /
- Доступная среда
Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения. Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
“Доступная среда” — программа, направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи” (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 N 40000) | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов”. … Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов” | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
КОНВЕНЦИЯ ООН 13.12.2006 № 61/106 “КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ” Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106 Конвенция о правах инвалидов Ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Комплексная реабилитация инвалидов | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Поддержка семей с детьми-инвалидами | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Постановление Правительства Пермского края от 27.08.2010 N 560-п (ред. от 31.01.2019) «Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям(законным представителям) по воспитанию и обучению на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать муниципальные образовательные организации, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования» | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 24.11.2020 № 26-01-06-567 “Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях” | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Постановление от 19 января 2023 года N 20-п. Об утверждении Концепции развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Пермском крае на период до 2025 года, “дорожной карты” мероприятий по развитию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Пермском крае на период до 2025 года | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Методические рекомендации по разъяснению организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Методические рекомендации по созданию в рамках программы «Доступная среда» специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» | ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами
Специальные условия питания
В ДОО отсутствуют дети, нуждающиеся в специальных условиях питания
В дошкольном учреждении созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах:
1. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
2. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения
и социальной интеграции детей?
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.
Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё Драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.
Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ: обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 1,5 лет до 7 лет на качественное и доступное образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.