617471, Пермский край,
г. Кунгур, ул. Дальняя, д. 34
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2»

15 СПОСОБОВ ОБОЙТИСЬ БЕЗ НАКАЗАНИЯ, если малыш не слушается

Наказание не понадобится, когда вы…
1. Когда действуете в согласии с законами роста и развития. (Например, позволяете малышу много двигаться, не тормозите его любознательность и инициативу).
2. Когда умеете вовремя отвлечь, переключить внимание раскапризничавшегося малыша. («Ой, смотри, птичка летит!», «давай потопаем, как мишка: топ – топ…»)
3. Когда «что такое хорошо и что такое плохо» узнают на собственном опыте (малыш потрогал весьма тёплый – но не горячий! – чайник, теперь знает, что это «нельзя, горячо!»)
4. Когда вы подаёте пример – выдаёте нужную реакцию. (Например, малыш старательно просовывает голову сквозь балконную решётку – вы всем видом показываете, как испугались, как «нельзя») Так как дети всё впитывают от взрослых – карапуз отреагирует так же; и запомнит.
5. Когда запретов мало, но они обоснованы и стопроцентны (никогда нельзя играть в мяч у дороги, никогда нельзя сидеть на подоконнике)
6. Когда они постоянны, а не меняются по прихоти ребёнка (««Детки, которых положили спать – из кроватки не вылазят». Конечно, если ребёнок плохо себя чувствует, если заболел – могут быть и исключения, но – это особые, редкие случаи. И после них вам снова придётся приучать его к заведённому порядку, а значит, возможны и «лишние» капризы, и вы должны быть терпеливы…)
7. Когда говорите кратко и понятно; правила и запреты растолковываете доступным для него языком (Например, с двухлетним ребёнком играете в сказку «Как зайчишка потерялся …», а не просто повторяете и повторяете, почему «убегать от мамы нельзя»)
8. Когда не просто запрещаете, но и показываете, как надо поступить («у дороги одному ходить нельзя, мы всегда держимся за ручки»)
9. Делайте акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо: у малыша должны быть ориентиры (Вот вы с малышом приближаетесь к луже; конечно, он постарается влезть туда. Можно сказать: «Не лезь в эту лужу!», а можно сказать: «Вот молодец, обошёл лужу, ножки у нас сухие!»).
10. Когда уважаете его. Уважать – это значит, относиться к своему маленькому человеку как личности, и дать этой личности проявляться свободно.
11. Когда создаёте необходимую среду для роста и развития (творческий уголок с различными материалами для наблюдения и экспериментирования, или, например, простейшие снаряды для лазания, преодоления препятствий), коврик, матрасики/коврики, где можно волю покувыркаться…). Тогда появится у малыша то, что Монтессори назвала «сознательной дисциплиной»: ребёнок ведёт себя правильно не потому, что боится последствий, а потому что это выгодно – интересно для него.
12. Когда не навязываетесь, а помогаете только тогда, когда просит . Не вмешиваетесь без крайней нужды, оставляете простор для самостоятельности (Например, ваш малыш раньше стучал только ложкой, а теперь научился брать её в рот – вы не стараетесь активно накормить его, а позволяете учиться кушать самостоятельно).
13. Когда удовлетворяете потребности в любви и общении, проще говоря – когда малышу хватает вас. (Это просто: соблюдаете определённые привычные семейные ритуалы; вместе делаете что-то (мы – готовите обед, малыш – считает крышки, перебирает крупу, рисует, слушает ваши сказки…)
14. Когда чётко определяете и показываете границы дозволенного (которые расширяются по мере роста ребёнка) Дети всегда проверяют родителей на прочность, проверяют, до каких пределов им можно дойти, а где пора и остановиться. Как ни покажется вам странным, но это, по сути, проверка на любовь. Вот сотворит малыш что-то – и смотрит: а где там ваша любовь, и действительно ли любите, и как?
15. Когда ваши действия последовательны и целенаправленны.