ГлавнаяКонсультации специалистовКонсультация для родителей «Формирование правовой культуры и законопослушного поведения детей в совместной деятельности» социальный педагог Канюкова Марина Анатольевна

Консультация для родителей «Формирование правовой культуры и законопослушного поведения детей в совместной деятельности» социальный педагог Канюкова Марина Анатольевна

Правовые знания нужны всем людям как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность воспитания законопослушного поведения детей, правового просвещения очевидна –она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики.

И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека, а также установки на соблюдение и укрепление правопорядка, т. е. правовую культуру личности. Большая роль в воспитании у детей законопослушного поведения принадлежит общеобразовательной организации, т. е. дошкольному учреждению.

Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию сопряжено с международными правовыми документами - "Всеобщей декларацией прав человека", «Конвенцией о правах ребенка», — которыми провозглашаются уважение каждой личности, защита ее интересов, достоинства.

Право, правовые ценности — равенство, свобода, достоинство — признаются частью культуры. Поэтому содержание работы с детьми дошкольного возраста ориентировано, прежде всего, на формирование у детей общекультурных представлений. Особо внимание следует обращать не столько на сообщение детям основных знаний о правах и свободах, сколько на осознание ими основных правовых ценностей, воспитание у них готовности к правотворчеству, защите собственных прав.

Важно развивать в детях способности усваивать элементарные нравственно-правовые модели поведения, под которыми мы понимаем умения дошкольника выполнять установленные правила, позитивно решать возникающие конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, выполняя коллективную работу.

Система работы по формированию нравственно-правовых представлений у детей дошкольного возраста направлена на знакомство с основными правами и свободами человека и предполагает работу по трем линиям  /2 слайд/:

— знакомство с личными правами человека;

— знакомство с гражданскими правами человека;

— знакомство с социальными и культурными правами человека.

Личные права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Обычно к личным правам относят /3 слайд/:

- право на жизнь;

- право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность;

- право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

- право на защиту чести и доброго имени;

- право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства;

- право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться;

- право на судебную защиту и правосудие;

- право человека на признание его право субъектности в любой стране мира;

— свобода мысли, совести и религии;

— свобода слова и иного выражения;

- право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком;

Гражданские права человека

Особое значение для реализации гражданских прав человека принадлежит правовым гарантиям, в особенности тем, которые закреплены в международно-правовых документах и конституциях, в частности и в Конституции РФ.

Если рассматривать блага индивидуальной свободы как критерий классификации гражданских (личных конституционных) прав, то можно выделить следующие группы прав /4 слайд/:

- право на жизнь и право на честь и достоинство личности, которые обеспечивают такие абсолютные блага, как неприкосновенность жизни и наивысшую ценность человеческой личности;

- право на свободу и личную неприкосновенность, запрет рабства и работорговли, свободу передвижения по стране и выбора местожительства, право покидать и возвращаться в свою страну. Эта группа гражданских прав обеспечивает блага личной свободы, возможность располагать самим собой;

- право на личную неприкосновенность, право на свободу от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения и наказание; свобода от произвольных арестов и задержаний. Эта группа прав гарантирует личную безопасность;

- право на охрану частной жизни, свобода мысли, совести, религии, право неприкосновенности жилища, тайны переписки, телефонных переговоров и другой корреспонденции, право на охрану брака и семьи. Данные права обеспечивают блага личной (частной) и семейной жизни, гарантируют невмешательство в сферу личной жизни и духовной свободы;

- право на признание правосубъектности; равенство перед законом и судом; право на равную защиту закона; равноправие женщин и мужчин; свобода от дискриминации людей по мотивам расы, национальности, пола, религиозных и политических убеждений; право на гражданство; права иностранцев и лиц без гражданства. Указанная группа прав обеспечивает возможности признания человека субъектом права и гарантии равноправия.

Социальные права — возможность претендовать на получение от государства  определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя /5 слайд/: 

- право на отдых (ст. 24 Конституции) - возможность предоставления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск; 

- право на защиту материнства, отцовства и детства (ст. 27 Конституции)

- право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции, что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий;

—  право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции) — возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья; 

- право на образование (ст. 30 Конституции) означает возможность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

Культурные права человека — признаваемые гарантированные Конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества /6 слайд/.

Законопослушное поведение дошкольников складывается из следующих компонентов /7 слайд/:

- Культура поведения;

Культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

— Безопасное поведение в быту, социуме, в природе;

— Здоровый образ жизни;

— Патриотические чувства, толерантность;

— Бережное отношение к природе и ко всему живому;

— Выполнение трудовых поручений.

Законопослушное поведение у дошкольников формируется в различных формах совместной деятельности /8 слайд/:

с использованием игровых методов /9 слайд/:

— ситуативные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры,

— КВН, викторины,

— игротеки, игры-драматизации;

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Большое значение в педагогическом процессе воспитания правовой культуры отводится игровой деятельности. В игре дети в увлекательной форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в группе: право каждого на участие в игре, право каждого иметь собственное мнение в игре, обязанность каждого выполнять игровые правила. Необходимо использовать ресурсы творческих игр, дидактических игр (с правилами, настольно-печатные, словесно-логические) музыкальные и подвижные игры. Особым ресурсом в формировании основ правовой культуры обладают игры — драматизации, сюжетно-ролевые игры по мотивам литературных произведений, в целом, театрально-игровая деятельность и, конечно, народные игры.

Предлагаю Вам, как детям, поучаствовать в викторине «Помоги героям сказки»

  1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»(Право на жизнь)
  2. Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утёнок»обижали гадкого утёнка?  (Он был не похож на других)
  3. Кто и какое право нарушил в сказке «Заюшкина избушка»

(Лиса, Право на неприкосновенность жилища) 

  1. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»(Право на свободное передвижение) 
  2. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв брата?  (Похищение детей)
  3. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»?  (Правом на бесплатное образование) 
  4. Вспомните сказку Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», на какое право  посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну в лес и бросить ее связанной в лесу?  (Личная неприкосновенность, право на жизнь и свободу)
  5. Вспомните сказку Аксакова «Аленький цветочек», каким правом воспользовался купец, решив отправиться по торговым делам за тридевять земель? (Право на свободное передвижение)
  6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: - Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!» (Русская народная сказка «Царева-лягушка»— ребёнок имеет право на личную жизнь, свою тайну. Никто не имеет право вмешиваться и силой переделывать жизнь человека. Можно объяснить и переубедить его в том, что какой-то поступок ребёнка ошибочен или дурной).
  7. Назовите литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть? Кто и какое право нарушил в сказке: «Матушка, сёстры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?»

(Автор Шарль Перро «Золушка» - Ребёнок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться)

с преобладающим использованием словесных методов /10 слайд/:

— беседы,

— тематические занятия,

— экскурсии,

— дискуссии,

— чтение литературы, заучивание,

— просмотр учебных фильмов, презентаций;

В образовательной деятельности /тематические занятия/ детям сообщают элементарные сведения о правах и свободах человека. Например, воспитатель сообщает детям о том, что у каждого человека есть право быть гражданином страны. Воспитатель объясняет, что они являются гражданами России. Это значит, что они живут в нашей стране, уважают ее законы, гордятся ее достижениями и культурой, стараются совершать полезные поступки.

В беседах воспитатель подчеркивает мысль о том, что каждый гражданин пользуется правом путешествовать по своей стране и в другие страны и возвращаться обратно и т. п. Также воспитатель побуждает детей высказывать собственные суждения и мнения о событиях, поступках людей, используя серии репродуктивных и поисковых вопросов,например: «Какие страны ты знаешь? Какие существуют границы?», «Что полезного можешь совершить ты?» и т. д.

Воспитатель использует и воспитывающие ситуации на нравственно-правовую тематику: «Вы с приятелем решаете, какую игру выбрать. Кто должен принять решение? С чьим мнением ты согласишься?» Ситуация когда детям не только показывается и рассказывается, как и почему следует поступить в той или иной ситуации, но и разъясняется смысл поступка с позиции «потому что…». Например, место в автобусе пожилому человеку нужно уступить, потому что он может быть болен, и ему трудно стоять, или он устал, а ехать далеко, а ты еще молод, у тебя достаточно сил…

Работа по приобщению дошкольников к правовой культуре основывается на использовании произведений устного народного творчества, прежде всего, сказок. Особенностью использования сказок в этом возрасте является их фрагментарность, позволяющая воспроизводить лишь отдельные сюжетные линии, поступки персонажей. Например, читая детям, разные произведения воспитатель обращает внимание, чему учит то или иное произведение. Вот в сказке «Лягушка – путешественница» после чтения задаём вопросы детям: — Где жила лягушка? – Почему она хотела отправиться в путешествие? – О чём она мечтала? – Кто помог ей в этом? – Каким образом путешествовала лягушка? — А вы хотели бы путешествовать? – Зачем человеку путешествовать по миру? Для облегчения понимания детьми сложных правовых понятий педагог может использовать словарик, в котором даёт их толкование.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

«Кошкин дом»«Пожар»«Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршак;

Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»;

Л. Толстой «Пожарные собаки»;

С. Михалков «Дядя Степа»;

Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички»;

Б. Житков «Пожар»;

Г. Остер «Вредные советы» и др.

Просмотр учебных фильмов, презентаций — применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Пожар в лесу»«Кто работает с огнем»«Тело»«Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».

Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к чистоте,негативного отношения к неряшливости:

  • на формирование основ гигиены:

— «Мойдодыр»,

— «Королева зубная щётка»,

— «Птичка тори»,

  • на формирование правил поведения на дороге:

— «Мой приятель светофор»,

  • на формирование правил поведения в зимнее время года:

— «Зимняя сказка»,

  • на формирование основ здорового образа жизни:

— «Богатырская каша»,

— «Зарядка для хвоста»,

  • о правилах поведения при пожаре:

— «Приключения Болека и Лелека»,

— «Пожар в квартире»,

— «Вера и Анфиса тушат пожар»

И ещё есть очень интересные блоки серий «Смешарики» - «Азбука прав ребёнка»«Мир без насилия»«Азбука дружелюбия»«Азбука доброжелательности»«Азбука здоровья»«Азбука безопасности». Дети познают полезную информацию вместе со своими любимыми героями. Взрослым также не помешает посмотреть эти сборники Смешариков, чтобы иметь представление об увиденном. И ещё смотреть азбуку необходимо в присутствии взрослых – родителей или законных представителей, чтобы в процессе просмотра дети могли получить ответы на интересующие их вопросы. Знания, полученные благодаря этим сборникам, наверняка окажут ему в будущем какую-то помощь.

с преобладающим использованием практических методов

/11 слайд/:

— продуктивные,

— интегрированные занятия,

— практические занятия,

— моделирование.

Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) основан на использовании в совместной деятельности специально смоделированной или реальной социальной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Тематика воспитательных событий с применением продуктивной деятельности может быть следующая: конкурс рисунков «Права ребенка», конкурс стенных газет «Не делай этого!».

Использование совместной деятельности педагогов и детей предусматривается в утренние и вечерние отрезки времени, ориентированные на закрепление и уточнение нравственно-правовых представлений. В процессе совместной организованной воспитательной деятельности необходимо включать ребенка в различные ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор, способствуя тем самым формированию его осознанного законопослушного поведения. Высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную позицию, ориентируясь при этом на внутренние нравственные ценности, в соответствии с которыми живет человек.

Практические задания для родителей /12 слайд/:

1 задание – Предлагаю Вам по сюжетной картинке определить права /показываю картинки, воспитатели определяют и называют права/

- право на жизнь /13 слайд/

- право на медицинский уход /14 слайд/

- право на образование /15 слайд/

- право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры /16 слайд/

- право на отдых /17 слайд/

2 задание – Разбор ситуаций «Как бы Вы поступили?»

1 ситуация /18 слайд/ — Дети средней группы собираются на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме. Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

2 ситуация /19 слайд/ — Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег её стукнул.

Обговаривать с детьми правила безопасности. Бегущие дети должны смотреть вперёд и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Если столкновение произошло не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т. к. не смотрели вперёд. Остановить игру успокоить детей.

Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как всё произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

3 ситуация /20 слайд/ — Ребёнок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Дать ребёнку особую роль – суфлёр. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои лова во время выступления. Если ребёнок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

Беседа с ребёнком до праздника «Как ведёт сея настоящий артист».

Заинтересовать ребёнка другими видами деятельности.

Итак, изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими абсолютного безоговорочного соблюдения норм и правил от всех членов общества, с другой — дают возможность для свободного самоопределения человека в рамках существующих норм и правил.

Это требует поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами.

В связи с этим, необходимы специально разработанные программы, направленные на создание определенных отношений между педагогами и обучающимися, между администрацией учреждения и родителями.  Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающие благоприятные условия для формирования законопослушного поведения у детей /21 слайд/.

Назад